Меня поразило, что родители здесь опасаются, что их детям с аутизмом официально поставят диагноз. Насколько я понял, эти опасения возникают потому, что после восемнадцати лет диагноз «аутизм» может чуть ли не автоматически трансформироваться в диагноз «шизофрения». А став «шизофрениками», молодые люди оказываются фактически отторгнутыми обществом. Их никуда не возьмут на работу, им сложно социализироваться.
И в общем-то, в вашей стране об этой проблеме говорят совсем немного. На ней не заостряют внимание, можно сказать — замалчивают.
В этом как раз я и вижу разницу в толерантности голландской и белорусской. Она задекларирована и там, и там, но в реальности с желанием понять и принять других людей здесь есть проблемы.
С моей точки зрения, толерантность — это способ мышления. В Беларуси особенным людям говорят про то, что они со всеми наравне, но при этом стараются изолировать, создавая условия, при которых общаться приходится по большей части с себе подобными. То есть общество как бы заявляет: мы толерантны, но вы, пожалуйста, будьте там, отдельно.
Мы же в Голландии стараемся, наоборот, максимально объединить людей вне зависимости от их «особенности». В театре KAZOU выступают только актеры с аутизмом, но они тесно сотрудничают с людьми, которые не страдают от этой болезни. Мы стараемся максимально интегрировать наших актеров в общественную жизнь.
Представим ситуацию: в минскую сетевую закусочную приходит семья с ребенком, больным синдромом Дауна. Возможно, этот ребенок ведет себя не очень привычно для окружающих. Я предположу, что часть посетителей пересядут на другие места. В Голландии подобное развитие событий практически невозможно.
Не потому, что люди вокруг будут «более воспитанными». Потому что они не увидят повода обращать внимание на соседей.
Мне кажется, что некоторые белорусы воспринимают европейскую толерантность как некий принудительный процесс. Будто люди заставляют себя быть терпимыми к окружающим, говорят себе: «Мне нужно быть сочувствующим, мне важно воспринимать окружающих как равных, это моя гражданская ответственность». Но это совсем не так. Понимание того, что люди очень разнообразны во всех своих проявлениях, для многих европейцев (оговоримся: не для всех) стало само собой разумеющимся фактом.
Примерно так же вы отметите, что один из соседей за столиком в ресторане блондин, а второй — брюнет, но не будете при этом разделять их на разные, отдельные категории.
Иногда я вижу, что европейскую толерантность пытаются преподнести как несмелость, боязнь называть вещи своими именами. Но мне кажется, все наоборот. Европейская толерантность — особая внутренняя смелость. Она позволяет принимать людей, которые выглядят иначе, думают по-другому, принимать альтернативные точки зрения.
Для меня толерантность в первую очередь означает принятие других людей изнутри, минуя фильтры стереотипов. Это для нас необходимое, совершенно естественное условие для жизни. Такое принятие важно именно потому, что мы понимаем: люди, которые отличаются от нас, приносят в мир другие краски. Они выступают иначе, рисуют иначе, размышляют иначе, делая нашу жизнь разнообразнее и интереснее. Например, актеры с аутизмом, как правило, не играют роли, не стараются быть вежливыми, у них нет никакой скрытой трактовки. Они выражают в первую очередь себя, проявляют удивительную искренность и этим очень интересны.
Настоящая толерантность с точки зрения разумного эгоизма очень полезна. Она позволяет всем нам немного выйти за рамки, расширить свой кругозор, увидеть перспективы, которые не были видны под стандартным углом зрения. Толерантность — это не вопрос того, что вы кому-то что-то отдаете, идете на уступку. Толерантность — это скорее о том, что вы видите больше, чувствуете больше, учитесь больше брать. Вы делаете в первую очередь хорошо себе, но в итоге хорошо становится всем вокруг.
Читайте также:
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by